pesreakzii (pesreakzii) wrote,
pesreakzii
pesreakzii

Category:

К теме коркодила

Да-да,того самого. Которого установили летом в виде фонтана в Волгограда. И которому уже 3ды принесены кровавые жертвоприношения. В том числе и детские.
e103a2355bb6


Древнерусское и церковнославянское слово «коркодилъ» Происходит от греч. κροκόδειλος «крокодил, ящерица». Современное русское слово «крокодил» — (по мнению филологов) заимствовано с запада, возможно от немцев Krokodil приблизительно в ХVI веке. Есть ещё попытка вывести происхождение слова от славянского слова «корка», имея ввиду грубую шкуру крокодила. Наверное, в этом случае мы имеем дело с народной этимологией. Подобно тому, как поморы называли Стокгольм, Стекольным, по созвучию и из-за того, что там производили стекло. Впрочем, среди славянских демонов болезней, встречающихся в русских заговорах есть, двенадцать сестриц трясовиц - лихорадок. Имена их известны. Так вот одну из них именуют Коркодия. Может быть, есть связь между именем этой демоницы и вполне плотского коркодила? Не знаю. Не исключено, что тут есть и какая-то параллельная этимология слова, возникшая на славянской почве. Упомянул об этом, только для того, чтоб заинтересовать исследователей, которые может быть, будут разрабатывать далее эту тему.

Я далее буду употреблять слово «коркодил», в тех случаях, когда речь идёт не о известных нам животных – крокодилах, а о некоем существе, похожем на крокодила, которое на Руси называлось «коркодил». На поверку, оно может оказаться и ящерицей и тритоном и саламандрой. Мы не знаем точно, что это было за животное. Возможно, то обстоятельство, что русских коркодилов именуют не русским названием и подвигло Бориса Александровича искать другое - славянское слово для их обозначения. Может, так постепенно, перебирая варианты, он и пришел к термину «ящер».
image009

Дело, так же, в том, что коркодилы ни когда не обожествлялись на Руси. Они воспринимались как зловредные животные, причиняющие людям всяческие неудобства, и более ни как. Тот случай, что колдун Волхов оборачивался в коркодила, совершенно не делает коркодила славянским богом. Оборачиваться на Руси любили и в волков и в лягушек и в свиней… и это ничуть, не сделало этих животных богами. Цитируя сообщения о коркодилах, как доказательство существования ящера, надо помнить, что коркодилы воспринимались всегда без симпатии и не считались богом, а слово ящер и вовсе не употреблялось, ни в качестве названия животного, ни в качестве имени бога.

Перечислим в хронологическом порядке известные нам сообщения о коркодилах.

Первое из известных сообщений о коркодилах мы не можем точно датировать. но было это в легендарные времена. Два племенных вождя - Словен и Рус - начали искать во Вселенной "места благопотребна", "яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня". Спустя 40 лет блужданий они достигли огромного озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова ("зовомого тогда "Мутная") был построен город Словенск Великий ("а иже ныне - Нов град"). "И от того времени новопришельцы скифстии начата именоватися словены...". Далее легенда излагает древнее предание:

"Болший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше.» "Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся»[vi]

1517 и 1526.

Записки австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию дважды сообщают нам:

"Эта область (Жемайтия – Г.Б.) изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах (вроде пенатов) неких змей на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество (змею)"[vii].



Исполинская японская саламандра. Напоминает описание нашего гивоита?


Хочется обратить внимание читателей, что австрийский посол, хоть и едет по территории России, но обряд ритуального кормления гивоитов он фиксирует не у русских, а у жемайтов[viii]. И хоть это и говорит о разном отношении балтов и славян к коркодилам, тем не менее, регион-то один и ландшафт и климат одинаковые. И коркодилы населяли его повсеместно. Интересно жемайтское название коркодилов «giwoites», родственное русскому слову «животы». Так русские обычно называли обобщенно всю домашнюю скотину. Очень может быть, что у жемайтов, «giwoites», это не название вида животных, а обобщенное нарицательное, как и у русских, то есть – «животы», скотина, домашние животные.

Следующее сообщение летописца из Пскова.[ix]

1582 год.

"В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день."

Перескажем. Вышли коркодилы лютые из реки и перекрыли путь. Покусали (возможно, что и съели кого) многих людей и ужасались люди и молились богу везде. А ещё и попрятались, а крокодилов иных убили. И было это 2 декабря. (по новому стилю).

Меня смущает в этом сообщении ни то, что вышли коркодилы из реки, а то, что в начале декабря обычно реки уже стоят замерзшими. Но даже если допустить, что зима случилась очень тёплая и реки не встали, то всё равно, удивляет холодовая устойчивость коркодилов. Кто-то из авторов – исследователей этого странного события озвучил предположение, что де, под Псковом разбежался какой-то проезжий зверинец. Однако, мне кажется, что это не так. Любые заморские крокодилы не выдержали бы такой холодной температуры. Если бы это событие произошло летом, то можно было бы такое допустить. К тому же, коркодилов было явно, очень много, в таком количестве они в зверинце не нужны. Судя по тому, что рептилии в декабре вели себя активно, это были какие-то местные существа, привычные к холоду. Хоть это и не характерно для современных рептилий, создаётся впечатление, что эти коркодилы были теплокровными или холодноводными. Такое странное всплесковое перемещение животных в природе случается. По всем признакам это была миграция, не обычная. Но чем она была вызвана?

Размышляя об этих коркодилах, я думал, что при нашем климате они должны бы ложиться в зимнюю спячку. Проведя в анабиозе зиму, подобно нашим змеям, по весне они бы выходили наружу. Может быть, действительно, случилась очень тёплая зима и, уже залегших зимовать животных разбудила длительная оттепель. Это и могло вызвать их массовую миграцию и неоправданную агрессивность. Как бывает подобное у разбуженного оттепелью медведя – шатуна.

Вот еще одна запись.

1589 год.

Запись сделана агентом Английской торговой компании Джеромом Горсеем. В году в Польше, по дороге в Россию, он стал участником необычного события, зафиксированного в его дневнике:

"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"[x].





Русский лубок. Баба Яга едет с коркодилом драться.

Обратите внимание, что все события с упоминанием массовых встреч с коркодилами приходятся на период с 1517 - 1589 год.

Это длительный период времени, сравнимый с продолжительностью существования Советского Союза. Ни о каких «разбежавшихся зверинцах» речи быть не может. Вероятно, всё же, что тогда было временное потепление, длившееся около 100 лет. Примечательно, что коркодилы изумляют, в первую очередь, иностранцев. Это говорит о том, что в Западной Европе таких животных нет или меньше чем у нас, а так же о том, что русские с ними знакомы. В псковском летописном сообщении, говорится не об удивительном звере коркодиле, а об необычном поведении этих животных. Они двигались куда-то массой, перегораживая дороги и нападали на людей. Память о коркодилах закреплена и в топонимах. Так, например, в Подмосковье, под городом Клином, некогда существовал Спас-Крокодильный монастырь (ныне село Спас-Коркодино).


А это уже Ним(Франция) Тоже коркодил. Но уже насытившийся
0_f62d_a539133_L
Subscribe

  • Жертвенное животное

    Голунов это жертвенное животное. Выпустили его исключительно для того..чтобы принести в жертву. Хулиганы вечером могут,машина днем,остановка сердца…

  • Мартовские иды

    В эти дни совершались жертвоприношения Юпитеру Крайстчерч-Церковь Христа мечети

  • Свалка...зоопарк

    Знаете,один из признаков ритуального жертвоприношения является то,что трупы жертв должны быть неким образом демонстративно опорочены. Должно быть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Жертвенное животное

    Голунов это жертвенное животное. Выпустили его исключительно для того..чтобы принести в жертву. Хулиганы вечером могут,машина днем,остановка сердца…

  • Мартовские иды

    В эти дни совершались жертвоприношения Юпитеру Крайстчерч-Церковь Христа мечети

  • Свалка...зоопарк

    Знаете,один из признаков ритуального жертвоприношения является то,что трупы жертв должны быть неким образом демонстративно опорочены. Должно быть…